Никакой ветер не будет попутным,
если не знаешь, куда плыть.
Сенека
За последние 10-15 лет в нашей стране произошли изменения, в связи с которыми, возникла необходимость обозначить новые цели и приоритеты образования, которые нашли свое отображение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования (ФГОС).
В этих условиях педагог оказался на перепутье: он знает что учить по-старому неэффективно, но еще не знает как учить по-новому.
С учетом того, что в Стандарте «процесс учения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности» (А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская) педагог-психолог может оказать помощь педагогу в переходе на Стандарт.
Многие психологи могут возразить, а разве мы знаем больше? Нет, не больше. Просто мы специалисты разных областей знаний одного педагогического процесса. И при тесном взаимодействии мы можем обогатить друг друга. Ведь то, что педагогу предстоит только изучить, принять и применить на практике, для нас является нашим профессиональным знаниям.
Приведу простой пример. Педагогу, осваивающему ФГОС, еще только предстоит познакомиться с таким понятием как УУД, а психологи в своей повседневной практике сталкиваются с такими понятиями как личностное, профессиональное жизненное самоопределение, смыслообразование, целеполагание, планирование, волевая саморегуляция, ИКТ и т.д.
В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей ФГОС.
Сегодня требуется педагог способный не только овладеть технологиями обеспечивающими индивидуализацию образования достижения планируемых результатов, но и мотивируемые на непрерывное профессиональное совершенствование и инновационное поведение.
Можно выделить ряд проблем связанных с особенностями личности учителя, которые затрудняют процесс перехода образования на Стандарты :
- личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа";
- с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости и т. п.;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Таким образом, педагог психолог сопровождая педагога реализующего или готовящегося реализовать требования ФГОС может помочь администрации при решении некоторых задач.
Я работаю с обучающимися 6-11 классов и по Стандарту педагоги будут обучать моих воспитанников уже через два года. Моя задача поддержать их в этот переломный период и оказать им посильную помощь. Мой тематический план работы выглядит таким образов:
План работы с педагогами на 2013/14 учебный год
1. Семинары, круглые столы, лектории:
№
|
Тема
|
Вид и контингент
|
Дата
|
1.
|
Интерактивные технологии в работе классного руководителя с родителями
|
Семинар-практикум для классных руководителей
|
сентябрь
|
2.
|
Индивидуальные мотивации учения: Зачем и почему учатся разные люди? И можно ли их учить одинаково?
|
Семинар-практикум для педагогов
|
октябрь
|
3.
|
Адаптация десятиклассников к профильной школе.
|
Пед. консилиум для педагогов работающих в 10 классах
|
ноябрь
|
4.
|
Педагогические ресурсы или как себе помочь при эмоциональном выгорании
|
Семинар-практикум для педагогов
|
декабрь
|
5.
|
Профилактика суицидов
|
Семинар-практикум для педагогов
|
январь
|
6.
|
Психологическая готовность выпускников к ГИА
|
Семинар для педагогов работающих в 9,11 классах
|
февраль
|
7.
|
Профилактика компьютерной зависимости
|
Семинар-практикум
|
март
|
8.
|
Общение педагога с родителями
|
Семинар-практикум
|
апрель
|
9.
|
Прокрастинация
|
Семинар-практикум
|
май
|
2.Индивидуальные консультации по запросу.
3.Разработка памяток по различным тематикам.
План работы с педагогами на 2014/15 учебный год
1.Семинары, круглые столы, лектории:
№
|
Тема
|
Вид и контингент
|
Дата
|
1.
|
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Общее представление об УУД.
|
Семинар
|
сентябрь
|
2.
|
Формирование общероссийской гражданской идентичности
|
Практикум
|
октябрь
|
3.
|
Формирование учебной мотивации и познавательных интересов учащихся
|
Семинар-практикум
|
ноябрь
|
4.
|
Организация учебного процесса, способствующего формированию толерантности
|
Практикум
|
декабрь
|
5.
|
Формы и методы работы по формированию ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Семинар-практикум
|
январь
|
6.
|
Проектирование заданий в соответствии с требованиями ФГОС к метапредметным результатам
|
Практикум
|
февраль
|
7.
|
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции. Оценивание и самооценивание обучающихся.
|
Семинар
|
март
|
8.
|
Формирование УУД коррекции и оценки результатов деятельности
|
Семинар
|
апрель
|
9.
|
Формирование умения организовывать учебное сотрудничество
|
Семинар-практикум
|
май
|
2.Пед. консилиумы:
1
|
Адаптация обучающихся 10-х классов к профильной школе
|
Учителя, обучающие в 10 классах, администрация
|
ноябрь
|
2
|
Готовность обучающихся 9 классов к сдаче ОГЭ
|
Учителя, обучающие в 11 классах, администрация
|
январь
|
3
|
Готовность обучающихся 11 классов к сдаче ЕГЭ
|
Учителя, обучающие в 11 классах, администрация
|
февраль
|
4
|
Консилиум по результатам КОК
|
Педагоги, администрация
|
В течении года
|
3.Индивидуальные консультации по запросу.
4.Разработка памяток по различным тематикам.
С 2001 году с целью повышения психологической компетентности педагогов, мной выпускается ежемесячная психологическая бюллетень.
Темы номеров в 2011/12 уч. год:
№
|
Название номера
|
Дата выпуска
|
1
|
Адаптация к учебной деятельности
|
сентябрь
|
2
|
Эмоциональное выгорание: что за зверь и стоит ли его бояться?
|
октябрь
|
3
|
Развитие интеллектуальных способностей
|
ноябрь
|
4
|
Современный урок
|
декабрь
|
5
|
Агрессия обучающихся
|
январь
|
6
|
Тайна нашей памяти
|
февраль
|
7
|
Дисциплина, как условие развития
|
март
|
8
|
Ситуация успеха
|
апрель
|
9
|
Прозвища в школе
|
мая
|
Темы номеров в 2012/13 уч. год:
№
|
Название (тема) номера
|
Дата выпуска
|
1
|
Тип нервной системы
|
сентябрь
|
2
|
Как стать успешным
|
октябрь
|
3
|
Неделя психологии: план
|
ноябрь
|
4
|
Общение: основа взаимодействия
|
декабрь
|
5
|
Профилактика суицидального поведения
|
январь
|
6
|
ЕГЭ: стратегия поддержки
|
февраль
|
7
|
Профессиональное самоопределение
|
март
|
8
|
Способы борьбы со стрессом
|
апрель
|
9
|
Летние каникулы: время посвятить себе
|
мая
|
Темы номеров в 2013/14 уч. год:
№
|
Название (тема) номера
|
Дата выпуска
|
1
|
Проблема с домашним заданием
|
сентябрь
|
2
|
Неделя психологии: план
|
октябрь
|
3
|
Как избежать конфликта с ребенком
|
ноябрь
|
4
|
Приемный ребенок
|
декабрь
|
5
|
Трагедия: как поддержать ребенка
|
январь
|
6
|
Компьютерная и игровая зависимость
|
февраль
|
7
|
Творческая личность
|
март
|
8
|
Особенности воспитания в неполных семьях
|
апрель
|
9
|
Имидж современного учителя
|
май
|
Темы номеров на 2014/15 уч. год:
№
|
Название (тема) номера
|
Дата выпуска
|
1
|
Невыполнимые советы по воспитанию
|
сентябрь
|
2
|
Этническая самоидентификация в образовательном пространстве
|
октябрь
|
3
|
Гендерное воспитание подростков в средней школе
|
ноябрь
|
4
|
Обучение безопасному поведению
|
декабрь
|
5
|
Побег подростка из дома
|
январь
|
6
|
Компьютерная и игровая зависимость
|
февраль
|
7
|
Формирование культуры здоровья у старшеклассников
|
март
|
8
|
Школьная оценка
|
апрель
|
9
|
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
|
май
|
Считаю важным уточнить, что в нашей школе, не только педагог-психолог делиться своими знаниями. Очень большую работу проводит администрация школы, педагоги-новаторы, которые делятся со своими коллегами опытом на семинарах, круглых столах, лекториях. В нашей школе традиционно проходит день открытого урока, мастер-классы.
Конечно, наша школа не является тем кораблем, который движется по спокойному морю под безоблачным солнечным небом, но считаю в ней достойная команда, которой по силе любые волнения моря. Главное чтоб солнце было в наших душах…..
/organizacija_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozh.docx
|