Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 07.07.2025, 22:34

Сайт педагога-психолога МБОУ "Средняя школа №11"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Выбор профессии

Курс профильной ориентации для обучающихся 9 классов "Выбор профессии"

Пояснительная записка

Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, что повышает актуальность предпрофильной подготовки школьников и её грамотной организации.Под предпрофильной подготовкой понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению обучающихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.Проблема выбора профиля является непростым                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     испытанием, как для учеников, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить свои силы и принять ответственное решение.Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.За основу составления курса «Выбор профессии» были взяты  авторские программы «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки» Резапкина Г. В. и «Формирование профессионального самоопределения: программа для учащихся старших классов» Тоболова Е.М., Страмнова Е.В.

Цель курса  - создание условий для формирования адекватного представления обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий, ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Задачи:

  1. выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
  2. оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
  3. развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  4. формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Курс рассчитан на 34 часа. В программе курса использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика, деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Курс является логичным продолжением пропедевтического профориентационного курса «Уроки самоопределения» для обучающихся 5-8 классов. Уроки сгруппированы в самостоятельные, но логически связанные блоки (модули): «Что я знаю о профессиях» 5 часов, «Что я знаю о своих возможностях» 8 часов, «Профессиональные пробы: знакомство с профессией» 10 часов, «Планирование профессиональной карьеры» 8 часов.  

Для ознакомления с самыми популярными среди обучающихся профессиями,   планируется приглашение специалистов различных учебных учреждений города.

Так же программой курса предусмотрено работа обучающихся в  «Проектной мастерской», в рамках которой осуществляется тьюторское сопровождение проектной деятельности учеников  (2 групповых консультации посвященные основным вопросам проектной деятельности и не менее 3 индивидуальных консультаций во внеурочное время (после уроков)).  Групповые консультации составлены по материалам учебного пособия  М. А. Ступницкой «Что такое учебный проект?» (Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.).

Для удобства освоения обучающимися материала курса была разработана учебная тетрадь, где освещен теоретический материал курса, представлены практические задания, диагностические методики.

По завершению курса учащиеся должны знать:требования к составлению личного профессионального плана;

правила выбора профессии;

отличительные особенности  профессии и профессиональной деятельности;

мотивы и ценности профессионального труда, а также психофизиологические и психологические ресурсы личности в связи с выбором профессии;  характеристики типов темперамента, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

характерные черты профессионального труда и образовательных услуг;

возможности получения образования;

перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

 ставить цели и планировать действия для их достижения;

выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала

1)Информационные

сформированность представления о мире профессий;

получение знаний о возможностях обучения в профессиональных учебных заведениях  региона и страны.

2) Исследовательские

участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

сформированность стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

 готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

определение профессиональных планов и намерений учащихся;

участие выпускников в профпробах;

получение знаний о возможностях трудоустройства через Центры занятости населения

 Формы контроля

Диагностика уровня подготовки учащихся;

презентации проектов учащихся;

фоторепортажи учащихся;

деловые игры;

  анкетирование

Диагностический инструментарий:

1.   Методика определения готовности к выбору профессии (Методика В. Б. Успенского).

2.   Анкета оптанта.

3.   Анкета «Образовательный маршрут».

4.   ДДО (Дифференциально - диагностический опросник»).

5.   «Формула профессии».(модификация методики Н.С. Пряжникова).

6.   «Определение профессионального типа личности» (модификация методики Д. Холланда).

7.   Определение темперамента( модификация Г.М. Резапкиной) 

8.   Тест «Стрессоустойчивость».

9.   Карта интересов(78 вопросов).

10.Определение ведущих свойств специальных способностей (по Е.А.Климову).

11. Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной.

12. Опросника К. Томаса

13.Мотивы выбора профессии

 

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz